Всеукраинский референдум по народной инициативе

таможенный союз или евроинтеграция

Я против ТС!1298

Развитие фондового рынка

В России рынок корпоративных облигаций развивается как «вглубь»
(выпуск новых бумаг надёжных эмитентов с историей), так и «вширь»
(выпуск бумаг новых эмитентов, «второй» и «третий» эшелон). Количество
эмитентов корпоративных облигаций (КО) на текущий момент около 350.
Количество эмиссий превышает 750, из них около 700 – рыночные.

Рынок корпоративных еврооблигаций по объёму находится
практически на одном уровне с рублёвыми эмиссиями

Если уровень объёма рублёвых КО достигает приблизительно 3.3 трлн рублей, то объём валютных – около 3.6 трлн рублей (около $120 млрд). При этом самые надёжные и крупные эмитенты, чьи доходы нередко привязаны к курсу доллара, обычно предпочитают валютные займы, пользуясь их относительно низкими
ставками. «Второй» и «третий» эшелон, соответственно, выходит с
рублёвыми бумагами. Доходность по корпоративным облигациям в России
держится на уровне 7-7.5%. Почти все долги – краткосрочные

1-dol1

В целом, по мнению экспертов, рынок сохранит тенденцию к росту
«вширь» и «вглубь», при этом его всплески и падения будут привязаны к
состоянию мирового финансового рынка и к привлекательности российских
активов для международных инвесторов.

Рынок корпоративных облигаций Казахстана также имеет выраженную
тенденцию к росту. По данным Казахстанской фондовой биржи, его
капитализация сейчас достигает 6 трлн тенге или $40 млрд. Доходность на
рынке корпоративных облигаций Казахстана составляла порядка 14% в 2010-
2011 годы.

На рынке корпоративных ценных бумаг Казахстана преобладает
ситуация, когда институциональные инвесторы удерживают долговые
бумаги, как правило, до погашения. Это свидетельствует о незначительном
влиянии спекулятивного фактора.

В Беларуси рынок КО существенно отстаёт от рынков остальных стран
ТС. Общая капитализация выпусков в национальной и иностранной валюте
достигла $5.77 млрд на начало 2011 года. Для рынка характерны излишнее
доминирование банков (82% от объема эмитированных КО), практически
полное отсутствие ликвидности и, как следствие, отсутствие интереса со
стороны иностранных инвесторов.

 

У белорусских эмитентов есть возможность выпускать свои бумаги
напрямую на российский рынок. К середине 2011 года белорусских КО,
обращающихся на российском рынке, было выпущено на сумму в 7 млрд
рублей.

Украинский рынок корпоративных облигаций был буквально
«подкошен» финансовым кризисом

2009-2010 годы стали годами дефолтов и
вынужденных реструктуризаций. Некоторые проблески возврата к
положительной динамике наметились в 2011 году, но накопленный
потенциал дефолта ещё давит на рынок. Существенная часть корпоративного
долга номинирована в иностранной валюте, поэтому его обслуживание
усложнило задачу заёмщиков. Существенный рост еврооблигационных
займов (с $9 млрд до $14 млрд) пришёлся на вторую половину 2010 и начало
2011 годов. Это было время реструктуризации займов, поэтому выходить с
новыми займами можно было только на внешние рынки.

Украинский рынок корпоративных облигаций имеет большой
потенциал развития за счёт низко надежных эмитентов, уязвимых к кризисам
ликвидности и валютным кризисам. Стабилизации курса гривны даст
огромный импульс к его развитию.

Из истории создания еврозоны можно заключить, что в первую очередь выиграют эмитенты «второго» и «третьего» эшелона, т.е. низконадёжные.

Надёжные крупные эмитенты обычно занимают деньги за рубежом, т.е. вне
рынков ЕЭП – это долларовые и еврозаймы, по относительно низким
ставкам, на крупные суммы (сотни миллионов долларов). На них
практически не повлияет объединение рынков.

Экспортёры сырья и энергоресурсов из России и Казахстана по-
прежнему будут предпочитать размещение еврооблигаций. Эмитенты
«второго» эшелона (в особенности Казахстана и Украины) почувствуют
непосредственную и ощутимую выгоду от слияния. Их можно сравнить с3
фирмами Центральной Европы, Греции, Италии, Ирландии, и т.п.,
получившими прямой доступ к дешёвым немецким и французским
финансовым ресурсам в отлаженном механизме рыночного финансирования.
Почти двукратный рост корпоративных долгов в период интеграции
еврозоны произошёл за счёт облигаций с рейтингами «А» и «ВВВ», т.е.
«второго эшелона».

Stock-Trading1

Можно перечислить несколько дополнительных соображений, почему
расширение рынка корпоративных долгов может быть выгодно украинским и
белорусским предприятиям:

  • Российский бизнес имеет активное стремление расширяться за
    пределы государства за счёт скупки активов. Этому способствует наличие
    свободных ресурсов и стремление к выстраиванию вертикальных
    технологических цепочек. Если предприятие работает на российский рынок
    (например, украинское машиностроение), то инвесторам легче оценивать
    риски и перспективы этого предприятия.
  • Использовать накопленные Россией и Казахстаном финансовые
    ресурсы, сохраняя контроль над активами, можно несколькими способами.
    Один способ – через государственный бюджет, привлекая внешние кредиты
    и распределяя деньги через институты развития (обычно наименее
    эффективный путь). Другой – привлекая деньги в коммерческие долги на
    открытом рынке.
  • В Украине и Беларуси есть настороженность относительно продажи
    пакетов акций российскому бизнесу. В то же время, размещение долгов не
    несёт таких рисков, и бизнес, продающий облигации российскому инвестору,
    не подвергается давлению со стороны националистически настроенных
    политических сил.

Отказ Украины от вступления в ТС и открытие ею
своего финансового рынка европейским банкам приведет к тому, что
возникнет предпочтение финансирования долгов украинских предприятий,
направляющих свою продукцию на экспорт в Европу (производство сырья и
полуфабрикатов, металлургия). При этом страдать будут предприятия, чей
рынок сбыта – СНГ, т.е. обрабатывающая промышленность,
машиностроение. Если таможенная граница для этих предприятий
закрывается, это привет к торможению их развития и закреплению сырьевой
структуры украинской экономики, т.е. как раз к тому, чего Украина
стремится избежать, сближаясь с ЕС.

В то же время финансирование от объединённого рынка ЕЭП будет
направлено в первую очередь на те предприятия, чей рынок находится на
постсоветском пространстве, т.е. в машиностроение и
высокотехнологические производства, что даст импульс к модернизации
отраслям, которым это наиболее необходимо.