Всеукраинский референдум по народной инициативе

таможенный союз или евроинтеграция

Я против ТС!1298

Оборонно-промышленный комплекс

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) – одна из немногих
отраслей экономики, в которой еще сохранились высокотехнологичные
производства.

В то же время, следует учитывать, что с течением времени происходит
старение производственной базы и уменьшение научно-технического
потенциала. А в случае ухудшения отношений с Россией, связанного с
отказом Украины от интеграции в Таможенный союз, можно ожидать
ускоренного сворачивания высокотехнологических производств в сфере
ОПК. В результате Украина окончательно превратится в сырьевой придаток
европейских стран.

Украина имеет мощный ОПК, который способен вырабатывать
большую номенклатуру высокотехнологической продукции. На момент
провозглашения независимости Украины в состав украинского ОПК входило
более 3,5 тысяч предприятий, на которых работало около 3 млн. человек. На
территории Украины было сосредоточено около 40-60% ВПК СССР,.В чисто
военном производстве было задействовано 700 предприятий, в т.ч. 205
производственных объединений и 139 научно-производственных
объединений с общей численностью занятых 1,45 млн. человек. Украина
унаследовала почти треть космической отрасли бывшего СССР. В
деятельности, связанной с космосом, было непосредственно задействовано
140 предприятий и институтов, которые обеспечивали работой 200 тыс.
человек. Из двадцати типов межконтинентальных баллистических ракет
бывшего СССР — двенадцать было спроектировано и произведено в Украине.
Раньше на заводах Украины ежегодно изготовлялось до 350 самолетов. В
Украине размещены 11 авиаремонтных заводов, способных обслуживать все
типы самолетов и вертолетов производства бывшего СССР. Украинские НИИ
имели отношение к 17 из 21 «критических технологий», которые
разрабатывались в бывшем СССР. Среди них — весь блок проблем по
электронике и кибернетике, РЛС обнаружения малозаметных целей, лазерная
техника, новые производственные технологии. На территории Украины
осталось более 50 научно-производственных объединений, которые
занимались не только разработкой новой техники, но и модернизацией
старой.

Стокгольмский международный институт исследований мира определил Украину в 2012 году как 4 страну в мире по объемам поставок вооружения

Начиная с 2000-х годов, Украина фактически переориентировала свой
ОПК с обслуживания нужд национальной обороны на удовлетворение спроса
на международном рынке вооружений, за счет модернизации и распродажи
оставшихся с советских времен запасов военной техники.

Стокгольмский международный институт исследований мира (СИПРИ)
в отчете за 2012 год определил Украину как 4 страну в мире по
объемам поставок вооружения. По данным СИПРИ, Украина в прошлом году
поставила на экспорт вооружений на 1,3 млрд долл. Не смотря на то, что
наша страна занимает серьезные позиции в этой сфере, как утверждают
специалисты, доля вооружений, которые были разработаны и произведены за
годы государственной независимости, не превышает 20%. Все остальные
поставки выполнены из старых советских запасов. В частности, это были
поставки комплектующих узлов и агрегатов, составляющие львиную долю
экспорта украинской продукции военного назначения. Украинские
предприятия производят многие образцы боевой техники, успешно
конкурирующие с иностранными производителями. Например, ГККБ «Луч»
выпускает высокоточные средства поражения, ГАХК «Артем» производит
авиационные ракеты «воздух-воздух», ЦКБ «Арсенал» — головки
самонаведения для ракет. А «Телекарт-прибор» и НПО «Аэротехника»
славятся современными средствами связи и радиолокации. По оценкам
экспертов украинский ВПК способен приносить в казну более 2 млрд.
долларов в год.

Уровень вренно-технического сотрудничства с Европой составляет только
2,5%, в Россией более 20%. Запад рассматривает ОПК Украины как прямого
конкурента

В тоже время производственная база ОПК страны фактически не
обновлялась за все время независимости и изношена в среднем на 80%, то
есть на сегодня вопрос инвестирования отрасли – более чем актуален. За
двадцять два года мы не увидели инвестиций Запада в украинский ОПК.
Уровень вренно-технического сотрудничства с Европой составляет только
2,5%,, в Россией более 20%. Запад рассматривает ОПК Украины как прямого
конкурента. Европа сдерживает всеми силами чужих производителей, не
пуская их на свой рынок оружия – чтобы хоть как-то поддержать своих
оружейников.Киевский завод Арсенал пытался выйти на Запад с
предложениями о продаже ракетных головок самонаведения. Им сказали:
спасибо, у нас есть свое. Наиболее мощной попыткой выйти на европейский
рынок вооружения за все эти годы было лоббирование в ЕС интересов АНТК
им. Антонова с проектом военно-транспортного самолета Ан-70. Самолет
действительно уникальный, но чем это закончилось, общеизвестно –
европейцы, прежде всего французы, выкачав из украинских конструкторов
под обещания этот самолет закупать всю техническую документацию, вдруг
потом от него отказались и создали свой А-400М. При этом, что европейский
вариант подозрительно схож с украинским даже внешне. Не меньшее фиаско
потерпели и другие проекты – например, схема модернизации танка Т-72МП,
разработанная совместно украинцами, французами и чехами. Показателен
пример с Чехией имевшей до вступления в НАТО и ЕС неплохой ВПК.
Заводы разрушены, утеряны кадры – инженерные кадры, научные кадры и
кадры высококвалифицированных рабочих.

По оценке премьера страны Николая Азарова, для её спасения и
реформирования требуется на 10 лет и один триллион долларов! Верится с
трудом, что Украина в условиях глобального финансового кризиса и
туманных перспектив ряда европейских государств, сможет их где-то
достать. Чтобы ОПК успешно работал у него должен бать стабильный
госзаказ, чего увы нет. Украина выделяет на закупку вооружения в 20 раз
меньше необходимого. Частично, необходимые украинской оборонной
промышленности деньги могут прийти из России. Кроме того кооперируясь
Украина и Россия могут успешно бороться за рынки третьих стран.

Предпосылки для этого есть. Сохранились ряд направлений
сотрудничества Украины и России в ОПК, основанных на современных
технологиях. Это — авиационное моторостроение и совместные проекты в
сфере гражданского самолетостроения; гарантийное обслуживание
межконтинентальных баллистических ракет (МБР); корабельное
газотурбинное моторостроение.

Необходимые украинской оборонной промышленности деньги могут прийти из России, а также кооперируясь
Украина и Россия могут успешно бороться за рынки третьих стран

Украинский ВПК на 40% связан с Россией, в свою очередь Россия
заинтересована в поставках украинской продукции военного и двойного
назначения. Так, например, на сосредоточенных в России более чем 80%
мощностей ВПК бывшего СССР без кооперации с Украиной и другими
государствами СНГ можно выпускать только 17% существующей
номенклатуры изделий военного назначения.

Как показывает практика, поставки украинского предприятия «Мотор-
Сич» останутся критически важными для российских производителей
вертолетов как минимум до 2017-2018 годов.

В сфере самолетостроения главными совместными российско-
украинскими проектами является производство самолётов Ан-140, Ан-148 и
АН-158 на Воронежском акционерном самолётостроительном обществе
(ВАСО), а также самолета Ан-124.

В производстве украинского Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на
которых изготавливается свыше 60% комплектующих деталей

Доля российского технического участия в этих проектах очень велика.
В производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на
которых изготавливается свыше 60% комплектующих деталей и узлов. Почти
60% комплектующих к Ан-140 также производится на 100 российских
предприятиях. Доля российской продукции в финальной стоимости этого
самолета составляет до 70%. Однако Украина владеет рядом критических
технологий, без которых выпуск этих авиалайнеров невозможен. Все
вышеупомянутые военные и гражданские самолёты выпускаются с
двигателями производства «Мотор Сич». Частично агрегаты поставляют с
Харьковского машиностроительного завода ФЭД, Киевского серийного
завода «Антонова» и днепропетровского завода «Южмаш».

Следующей отраслью, в которой взаимозависимость российского и
украинского ОПК носит критический характер, является обслуживание
межконтинентальных баллистических ракет (МБР) старых поколений. На 1
января 2011 года на вооружении ракетных войск стратегического назначения4
(РВСН) России находится около 520 МБР. Из них только порядка 40 (ракеты
«Тополь-М») построены полностью самостоятельно в рамках российской
ракетостроительной кооперации. В производстве остальных так или иначе
участвовали украинские предприятия. Более того, в составе РВСН РФ около
100 тяжелых ракет РС-20, которые полностью разрабатывались и
производились на украинских предприятиях. Специалисты
днепропетровских КБ «Южное» и завода «Южмаш» до сих пор
осуществляют гарантийный авторский надзор, анализ технического
состояния российских ракет и участвуют в работах по продлению их сроков
службы. Это позволяет спасти «Южмаш» от полного развала, если вначале
90-х на заводе работало более 40 тыс. чел. то сейчас вчетверо меньше.
Разворот Украины в сторону Европы приведет к постепенному отказу России
от сотрудничества с «Южмашем».

Украина также является партнером России в международном проекте
«Морской старт». КБ «Южное» разработало первую и вторую ступени
используемой в проекте ракеты «Зенит-3SL». Изготавливаются эти ступени
на ГП «Южный машиностроительный завод» (Украина). Космическая
головная часть (разгонный блок «Фрегат-СБ», головной обтекатель и
переходной отсек) разработана и изготовлена НПО им. С.А. Лавочкина
(Россия). В рамках развития проекта была разработана ракета-носитель
«Зенит-3SLБФ» для осуществления стартов с наземных космодромов.

На украинских предприятиях производятся также элементы систем
управления для ракет-носителей «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г.
Харьков); «Космос» (ПО «Киевский радиозавод») и Международной
космической станции (АО «Хартрон», ПО «Киевский радиозавод», ПО
«Киевприбор»); для космических аппаратов разного класса (ПО «Монолит»,
АО «Хартрон», г. Харьков, ПО «Киевприлад», АО «Черниговский
радиоприборный завод»).

Еще одной областью, для которой характерна высокая
взаимозависимость российских и украинских предприятий, является
производство силовых газотурбинных установок. На территории Украины
расположено государственное предприятие «Научно-производственный
комплекс газотурбиностроения (НПКГ) Зоря-Машпроект» (г. Николаев),
которое является крупнейшим в СНГ разработчиком и изготовителем
газотурбинных двигателей для ВМФ, торговых и пассажирских судов, а
также газоперекачивающих агрегатов и электростанций.

Это предприятие выпускает газотурбинные двигатели мощностью от
2,5 до 25 МВт и в кооперации с НПО «Сатурн» (Россия) – 110 МВт. Объем
реализации продукции «Зоря»-«Машпроект» в 2010 году составил 2.322 млрд
грн.

Для ВМФ России до 2020 года планируется строительство 31 корабля с
газотурбинными установками. В настоящее время в постройке находятся два
фрегата и четыре корвета. В рамках экспортных контрактов заказаны 17
кораблей (фрегаты, корветы, ракетные катера). Все эти корабли оснащены
или могут быть оснащены газотурбинными силовыми установками. Кроме
того, НПКГ «Зоря»-«Машпроект» является поставщиком силовых установок
для российских корветов, патрульных и ракетных катеров для ВМФ России

Степень зависимости украинского ОПК от поставок
комплектующих и агрегатов российским предприятиям является
критической

Итак, степень зависимости украинского ОПК от поставок
комплектующих и агрегатов российским предприятиям является
критической. В первую очередь это касается электороники и
электротехнических комплектующих, без которых выпуск вооружений
невозможен. Разрыв кооперационных связей с российскими предприятиями
будет иметь для украинского ОПК катастрофические последствия, которые в
среднесрочной перспективе (5-8 лет) не смогут быть компенсированы за счет
расширения военно-технического сотрудничества с другими странами.

Российский ОПК также имеет достаточно высокий уровень
зависимости от поставок узлов, агрегатов и комплектующих с украинских
предприятий. Но критическим он является только в сфере авиационного
моторостроения, производства военно-транспортных самолетов среднего
класса, а также поддержания боеготовности РВСН до разработки российским
ОПК тяжелой жидкостной МБР нового поколения. Для того, чтобы наладить
в России производство всех приборов и комплектующих, которые сегодня
производятся на Украине для нужд РВСН, потребуются несколько
миллиардов долларов.

Вывод: для России и Украины целесообразно сохранять
взаимовыгодные тесные кооперационные связи в ОПК, включая
создание межгосударственных консорциумов в этой в сфере. Многая
номенклатура не нужна украинской армии (океанские корабли,
баллистические ракеты, другая высокотехнологическая продукция),
даже военно-транспортные самолёты, которые способна производить
украинская промышленность, украинской армии не нужны. Значит, мы
можем обслуживать только внешние военные заказы тем ОПК, который
достался нам от Советского Союза. Практически, это только российский
рынок. Переориентироваться на американский или европейский рынки
мы не можем, у НАТО совсем другие стандарты, и если мы начнём на
них переходить, это означает уничтожить наши предприятия и
построить новые под другие стандарты.

Разрушение кооперации Украины и России в сфере ОПК будет иметь
катастрофические последствия для безопасности обоих государств