Всеукраинский референдум по народной инициативе

таможенный союз или евроинтеграция

Машиностроение и авиастроение

Среди потенциальных участников Таможенного союза исходя из географического распределения природных ресурсов, очевидно, что Казахстан и Россия могут быть поставщиками энергетических ресурсов, а Украина и Беларусь – поставщиками продукции машиностроения и агропромышленного комплекса, взаимно дополняя и кооперируя свои экономические потенциалы.

Сегодня сложная и актуальная задача для стран ТС состоит в построении сценариев развития взаимной торговли товарами с высокой долей добавленной стоимости и, прежде всего, машиностроительнойпродукцией. В настоящий момент от 70% до 90% всей продукции машиностроения импортируется странами ТС и Украиной из третьих стран. Так в 2010 году Россия импортировала 92% всей машиностроительной продукции, Украина — 83%, Беларусь — 75%, Казахстан — 72%.

Эксперты, оценивая перспективы развития торговли машиностроительной продукцией, приходят к выводу, что взаимная торговля товарами машиностроения между странами ТС и Украиной в перспективебудет способствовать уменьшению импорта из третьих стран. В частности, импорт продукции машиностроения из стран ТС и Украины в общем объеме импорта продукции машиностроения в России возрастет с 8.3 % в 2010 году до 17.1 % в 2030 году, в Казахстане — с 28.3 % до 46.6 %, в Беларуси — с 24.7 % до 39.1 %, в Украине — с 16.9 % до 26.4 %.

Расчеты экономистов показывают, что присоединение Украины к Таможенному союзу даст импульс к развитию таких конкурентоспособных отраслей как авиастроение, судостроение, энергетическое машиностроение, производство обычных вооружений

Разрыв экономических связей в начале 90-х нанес тяжелый удар по украинскому машиностроению. Наглядный пример это такое предприятие как Лугансктепловоз где работало более 42 тыс. луганчан, завод обеспечивал 96% потребностей СССР в тепловозах. Помимо довольно высоких зараплат, завод содержал социальную сферу и был одним из градообразующих предприятий. Двадцать лет спустя на заводе осталось менее 5 тыс. работающих и те под угрозой сокращений. Надо ли говорить, что Евросоюзулуганские тепловозы не нужны, потенциальный рынок сбыта это Россия и другие страны ТС.

Иная ситуация сложилась в авиастроении, где остался достаточно высокий уровень связей и кооперации, где не были в такой степени утрачены рынки сбыта продукции. Например, поставки украинских авиационных двигателей останутся критически важными для российских производителей вертолетов в обозримом будущем. На фоне сокращения численности работающих на ведущих металлургических гигантах и других предприятиях промышленного комплекса Запорожья Мотор Сич уверенно лидирует поросту объемов производства и ежегодно набирает работников для выполнения производственной программы. ОАО «Мотор Сич» является одним из ведущих на рынке СНГ производителей авиационных двигателей. Предприятие имеет более 50 представительств за рубежом и поставляет свою продукцию в 84 страны мира, но главный рынок сбыта это Россия и Азия. На долю России приходится более половины продукции. В случае ориентации Украины на ЕС предприятие рискует потерять российский рынок

В годовом отчете предприятия прямо указан риск потери российского рынка «В условиях высокой конкуренции с российскими авиационными3 заводами существует риск потери части потребителей за счет перехода российских авиакомпаний на ремонт и обслуживание авиадвигателей на отечественных авиапредприятиях». Сегодня на ОАО «Мотор Сич» работает около 24 тыс. человек Средняя заработная плата промышленно-производ- ственного персонала более 4000 грн

Государственное предприятие Харьковский машиностроительный завод `ФЭД`ведущее в СНГ предприятие по серийному производству и ремонту интегральных гидроприводов, гидравлических агрегатов, топливорегулирующей аппаратуры авиационно-технического назначения, а также продукции для других отраслей промышленности. В настоящее время продукция производства `ФЭД` эксплуатируется более чем в 60 странах мира, но опять же главный рынок это Россия, почти половина выпускаемой продукции: «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», авиационные предприятия Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, Саратова, Самары, Ростова-на-Дону, «ОМКБ» (г.Омск), ОАО АК «Рубин» (г. Балашиха), АО «СТАР» (г. Пермь), ОАО «Кристалл» и многие другие. Предприятие успешно работает и наращивает объемы производства. Сотрудник, прошедший цепочку «инженер-технолог- наладчик — оператор», может рассчитывать на зарплату от 6 до 11 тысяч гривен.

В области авиастроения КБ «Антонов» имеет конструкторский потенциал, отсутствующий у российских производителей. Сегодня ГП «АНТОНОВ» является одним из немногих предприятий мира, реализующихполный цикл создания современного летательного аппарата – от его разработки до серийного производства и обеспечения комплексной послепродажной поддержки. Сегодня на предприятии работают более 12 000 сотрудников – представителей 198 профессий и специальностей, полный штат конструкторов и ученых, работающих в 35 научных направлениях, в том числе таких редких, как аэродинамика и прочность летательных

аппаратов, механика, гидравлика, теплотехника, авионика, материаловедение. Поучительна история с военно-транспортным самолетом Ан−70 к которому присматривались европейцы, в итоге обманувшиеукраинских самолетостроителей и отдавших предпочтение своему производителю. История с Ан-70 показала, что в Европе украинскую продукцию не ждут, даже если она вполне конкурентоспособна. В тожевремя В рамках госпрограммы вооружений на 2011−2020 годы командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов заявил, что Россия планирует закупить 60 самолётов Ан-70.

Кроме того, массовое производство сконструированных в Украине самолетов в данный момент не возможно без использования российских комплектующих и сборочных площадей. Более того, значительное количество уже используемой в странах ЕЭП техники оборонного и двойного назначения имеет комплектующие украинского производства. Ее обслуживание также будет поддерживать взаимоотношения в сфере машиностроительных производств. Однако поддержание этих связей и ихразвитие возможно только на основе создания новых образцов техники. Развитие кооперационных связей в авиастроении будет способствовать росту товарооборота в данной отрасли. В структуре суммарного экспорта Украины в ЕЭП доля авиационной техники может увеличиться к 2030 году до 7 %.

Значительные перспективы имеет кооперация в судостроении. Судостроение само по себя является уникальной отраслью. Аккумулируя в своем конечном продукте достижения многих отраслей (машиностроения, приборостроения, металлургии) оно во многих отношениях стимулирует их развитие. Таким образом, развитие судостроения оказывает синергетический эффект на всю экономику. А если учесть численность занятых в отрасли и объем уплаченных налогов, то можно говорить о судостроении как одной из важнейших отраслей отечественной промышленности. Кроме того5 судостроение важно в качестве одной из основных металлопотребляющих отраслей.

Важно отметить, что Украина играла не только ключевую роль, как в развитии судостроительной отрасли СССР, так и развитии флота. В Украине были сконцентрированы крупнейшие судоходные компании страны. Конструкторские бюро и научно — исследовательские институты смогли разработать и внедрить в производство , а судостроительные заводы освоить строительство всех видов коммерческих судов, современных военных кораблей, речных судов, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, судов обслуживания, (портового флота), научно — производственных и учебных судов. Это дало возможность Советскому Союзу стать ведущей морской державой в мире и занять достойное пятое место по общемутоннажу в мировом рейтинге.Только морские пароходства страны получали более 100 коммерческих судов различных типов ежегодно. Часть выпускаемой продукции строилось на экспорт для зарубежных судоходных компаний.

Судостроительный комплекс Украины доставшийся в наследство ССС� составлял:

  • 11 современных судостроительных заводов с мощнейшими основными
    фондами и имеющие современное оборудование международного уровня,
    обеспечивали строительство современных суда всех типов. Высоко
    образованный инженерно — технический персонал и профессиональный
    рабочий класс в кратчайшие сроки осваивали строительство новых типов
    судов.
  • 16 судоремонтных модернизированных заводов с плавучими доками,
    опытным инженерно — техническим персоналом и высоко
    кваллифицирован-ными рабочими кадрами обеспечивали качественный
    ремонт морских судов.
  • 7 предприятий судового машиностроения, на которых производилось около
    20% изделий судового машиностроения, включая корабельные газотур-
    бинные установки. Это были ведущие предприятия машиностроительной
    отрасли Украины.
  • 11 предприятий морского приборостроения, поставляющих для
    судостроительной промышленности электро и радионавигационное
    оборудование и приборы.
  • 27 отдельных научно — исследовательских институтов и конструкторских
    бюро. огромными наработками по проектированию самых современных
    судов всех типов. Это было бесценное достояние республике, гордость
    украинской науки, бесценный научный потенциал.

Наступили 90-годы начали рушиться годами сформированные кооперационные связи, резко уменьшилось количество заказов на суда. Ждать пришлось недолго. Одно за другим стали исчезать судоходные компании и транспортные управления. Закрывались судостроительные заводы, остались без работы судоремонтные заводы, перестали работать в полную мощь порты.

В разрезе отдельно взятого города такого как Николаев, это:

Черноморский судостроительный завод, история завода начинается с 1895 года. С 1917 по 1941 годы заводом построено 113 единиц, как коммерческих судов, так и военных кораблей, среди которых: крейсер«Молотов», эсминцы и подводные лодки. Однако в период войны завод был полностью разрушен. Из 784 зданий уцелело только два. После освобождения Николаева (28 марта 1944 г.), с апреля месяца началось его восстановление. Одновременно велась подготовка специалистов для судостроительной промышленности в училищах РУ, ФЗО, судостроительном техникуме и судостроительном институте. В 1945 г.началась достройка

эвакуированных судов. А с 1947г. было начато строительство новых судов. После восстановления (возрождения), ЧСЗ стал не только крупнейшим заводом в СССР, он стал многофункциональным современным заводом, модернизированным и технически оснащенным.. Важно отметить, что завод вел одновременно строительство военных кораблей (около 40% заказов) и коммерческих судов (примерно 60% заказов): среди которых ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы, супертраулеры, танкеры, балкеры, БМРТ, плавмастерские и др. типы судов. За данный период завод построил и сдал заказчику более 500 судов. Одной из самых ярких страниц в истории завода было строительство китобойной базы «Советская Украина», вертолетоносцев: » Москва» и «Ленинград», а затем авианесущих кораблей: «Киев» и «Минск» для ВМФ СССР.

Судостроительный завод «Океан», основан в 1951 г. Гордость советского судостроения. С 1952 г. по 1972 г. завод построил и сдал заказчику более 200 судов, среди них: 7 — морских сухогрузов типа «Иргиз» дедвейтом 2290т., 46 рефрижераторов типа «Таврия» — дедвейтом 5400 т., 2 лесовоза типа«Малоярославец» и 12 лесовозов типа «Сибирь», 15 траулеров типа» Алтай» построенных для Мурманского тралового флота.

С 1960 г. по 1964 г.на заводе была проведена первая реконструкция , а в 1968 г. началось производство морозильных супертраулеров «Алтай» — дедвейтом 6470 т. с дизель-электрической установкой 5000 л.с. Данная серия составила 31 судно.

В 1970 г. была начата вторая модернизация завода, которая включала строительство сухого дока, крупнейшего в Европе, что позволило заводу начать строительство крупно тоннажных судов, нефте — рудовозов типа «Борис Бутома» дедвейтом 100.000т. и серию из 26 балкеров, типа «ЗояКосмодемьянская» («Харитон Греку») дедвейтом 52700 т., данный проект8 был разработан ЦКБ «Черноморсудопроект». А также рыбодобывающие базы и научно — исследовательские суда.

Cудостроительный завод им. 61 коммунара. Один из старейших заводов страны, освоен в 1788 г. В 1920 г. произошло слияние трех предприятий «Руссуд», » Ремсуд» и » Тэмвод», однако их мощности былинезначительны. К 1930г. завод был полностью восстановлен и реконструирован. В 1931 г. он получил название Судостроительный завод имени 61 коммунара. Основная специализация завода — это военныекорабли: эскадренные миноносцы, эсминцы, подводные лодки и другие плавсредства для ВМФ страны. Примерно треть военных кораблей ССС� были построены на данном заводе. За время своего существования заводом построено 2000 военных кораблей и коммерческих судов.

Потенциал судостроения в Украине используется ничтожно мало, заводы прозябают и теряют свой потенциал. При большой потребности в судах и имеющихся значительных производственных мощностях загрузка заводов отрасли не превышает 40 % .Интеграция в ЕС окончательно добьет украинское судостроение. Европе украинские верфи не нужны, они не могут дать работу своим судостроителям. Дальнейшие перспективы развития судостроения в Украине напрямую зависят от государственной поддержки и наличия портфеля заказов, а его может сегодня дать именно Россия.

Доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕЭП может возрасти к 2030 году до 12 %.

Таким образом без стабильных российских заказов остановятся самолетостроение и судостроение. Та же продукция вагоноремонтных и вагоностроительных заводов Украины, как правило, отправляется на экспорт в Россию. В прошлом году страна на этом заработала почти $1,5 млрд.

В области производства машин и оборудования основные возможности Украины связаны с использованием потенциала развития энергетического машиностроения, разработки и производства оборудования для добычи и транспортировки природных ресурсов, основных видов вооружений ивоенной техники. Наиболее перспективными направлениями здесь являются производство строительных машин и оборудования, сельскохозяйственной техники, железнодорожного подвижного состава.

Использование имеющегося машиностроительного потенциала позволит увеличить долю машин и оборудования в экспорте Украины в страны ЕЭП до 20 % к 2030 году